Размер шрифта: A A A     Изображения ВЫК ВКЛ    Цвет сайта Ц Ц Ц    Выход
Понедельник, мая 25, 2020

Рекомендации для родителей
по формированию правильного звукопроизношения, развитию речи.

1. Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.
Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такого образца нет, то усвоение ребенком правильного произношения резко затрудняется или становится даже невозможным. Например, случай широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребенком.

2. Чтение, прослушивание и заучивание наизусть стихотворений, сказок, коротких рассказов.

3. Ролевая игра.
Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

4. Музыкальные игры.
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.

5. Разговор с самим собой.
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? », «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

6. Проговаривание слоговых цепочек с сохранными звуками (которые выговаривает ребенок). Например: ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ, чистоговорок, скороговорок.

7. Разнообразные речевые игры и ситуации.
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам развития детей.

8. Развитие фонематического слуха и силы голоса.
Скажи с различной интонацией: просим произнести чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

9. Артикуляционная гимнастика (гимнастика для тренировки мышц языка).
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

10. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
* Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками) .
* Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
* Теневой, пальчиковый театр.
* Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
* Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом) .
* Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
* Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, шнуровка.
* Выкладывание фигур, букв из счетных палочек, спичек, фасоли, пуговиц.
* Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (колючие мячики, су-джок терапия) и без предметов. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

11. Дыхательные игры и упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
* дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
* дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
* надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри.

Выполнять упражнения, заниматься с ребенком нужно легко и непринужденно, играя, доставляя удовольствие ребенку и получая удовольствие самому от приятного общения с ребенком.
Только тогда вы достигните успеха!

1. 27.04.2018г. 10 рекомендаций почему надо читать

2. 16.07.2018г. 10 советов леворукого ребенка

3. 20.11.2018г. Игры для расширения словарного запаса и связанной речи ребенка

4. 04.02.2019г. Как заучивать стихи

5. 22.05.2019г.  Как научить ребенка пересказу

6. 12.08.2019г. Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

7. 29.11.2019г. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

8. 26.02.2020г. Речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста